2022 год: реформы и потрясения

2022 год стал переломным в истории человечества. Чтобы заявлять об этом, не обязательно даже дожидаться 31 декабря — уходящий год начал преподносить свои «сюрпризы» буквально с первых дней. История писалась на наших глазах, и FRESH CITY стал ее частью. Подводим итоги для журнала, региона, страны и мира в ретроспективе 2022.

FRESH CITY

В 2022 году мы взяли более 170 интервью у самых удивительных людей — от уличных музыкантов до агробизнесменов, от путешественников до создателей отечественных брендов. Выпустили 10 номеров, для которых организовали фотосессии в поле, строящемся цеху и даже в общественном транспорте. Провели 7-ую церемонию награждения «Премию года по версии журнала FRESH CITY» и наградили 22 лидера общественной и бизнес-сферы.

Мы отреагировали на «январские» события, выпустив материал про энергетическую отрасль страны, в которой затронули перспективы сотрудничества с Азербайджаном и развития зеленой энергетики. В ноябре премьер-министр Алихан Смаилов заявил об открытии направления для транспортировки нефти через Баку с 2023 года. В том же месяце мы узнали о намерении ЕС и компании Svevind Energy Group построить в Мангыстауской области завод по производству зеленого водорода — климатически нейтрального энергоносителя современности.

Продолжая рассказывать читателям о нефтегазовой сфере Казахстана, в июле мы провели анализ цен на «голубое» топливо и попробовали выяснить, возможно ли их снизить, и чего это будет стоить стране. Выяснив наличие достаточных мощностей на перерабатывающих заводах ЗКО, мы предложили свой вариант преодоления газового кризиса — строительство трубопровода между Карачаганакским месторождением и заводом Nostrum Oil&Gas. А в сентябре вице-президент Karachaganak Green Energy Corporation Джованни Капанелли анонсировал строительство этого трубопровода в рамках инвестиционного проекта Карачаганакского газоперерабатывающего комплекса.

Мы работали для вас. Для нас важно, чтобы наши читатели могли видеть на несколько шагов вперед.

ЗКО

2 декабря жители Западно-Казахстанской области были поражены новостью о смене главы региона. Покинувший свой пост Гали Искалиев за три года успел запомниться западноказахстанцам своей принципиальностью и прямолинейностью, а также отметился на страницах FRESH CITY, благодаря грамотно выстроенной политике сотрудничества с бизнесом и инвесторами. Говоря об итогах 2022 года для ЗКО, стоит отметить вклад экс-акима в инфраструктурное и инновационное развитие региона:

  • Аэропорт. 7 апреля, после почти трехлетней реконструкции, открылся терминал Международного аэропорта в Уральске. Теперь гостей города встречает удивительное по своей архитектуре и техническому оснащению здание, не уступающее уровню международных аэропортов Астаны и Алматы. Это событие открывает перспективы расширения международных рейсов.
  • Долгострои. Гали Нажмеденович крепко взялся за долгострои, которые портили своим видом исторический центр города и занимали потенциально полезную площадь. Он планомерно работал с инвесторами. Одним из результатов этой работы стал элитный жилой комплекс «Арбат» — молодая строительная  компания «Найбура», славящаяся инновационными подходами, вложила собственные средства для завершения проекта.
  • Ботанический сад. Зачем, если только не по приглашению акима области, Уральск посетил миллиардер из глобального списка Forbes Тимур Турлов (к слову, не так давно получивший казахстанское гражданство). Причиной такого внимания владельца Freedom Holding Corp. стал проект уникального ботанического сада, предложенный основателем экспериментального сада-питомника им. Исаева Кайратом Каримовым.

А еще целый ряд проектов на Карачаганакском месторождении, запуск производства калийных удобрений, создание товарно-молочной фермы, тепличные комплексы и другие объекты, чье влияние на экономику региона и страны мы будем наблюдать долгие годы.

Пока неизвестно, скоро ли в Казахстане появится политик, готовый так же как и Гали Искалиев поделиться своим личным номером с гражданами, выйти к протестующим и также бесстрашно отвечать на вопросы журналистов без регламента и цензуры.

Казахстан

Год начался с отключения интернета и объявления чрезвычайного положения в стране. Сотни жертв беспорядков по всей республике до сих пор лежат тяжкой ношей на обновленном в результате реформ госаппарате. Расследования продолжаются, на скамье подсудимых оказываются некогда самые влиятельные люди Казахстана.

Президент Токаев, не просто сохранивший, но и закрепивший в результате выборов свой авторитет перед народом, объявил курс на «Новый Казахстан». Несмотря на критику международных организаций в адрес спорного решения главы государства применять «огонь на поражение» в отношении протестующих, а после и президентских выборов, Касым-Жомарт Кемелевич заручился поддержкой мировых лидеров. Этому способствовала его исключительно дипломатическая позиция в конфликте на территории Украины.

Впереди у казахстанского лидера 7-летний путь реформ, которые в 2023 году стартуют с выборов в сенат. Казахстанцы избрали новую Конституцию путем референдума, Президенту же необходимо воплотить ожидания народа, в том числе «поделившись» своими полномочиями.

Мир

К сожалению, в борьбе за мир сегодня проливается слишком много крови. Кто-то называет это противостоянием демократии и автократии, кто-то запада и востока, а кто-то видит в этом переход к новому миропорядку. Подвести итоги 2022 года не так просто, ведь ситуация меняется каждый день.

«Чеховское ружье», заряженное 77 лет назад с созданием первой ядерной бомбы, вот-вот грозит выстрелить. Британское издание The Economist предупреждает о росте смертности на фоне высоких цен на энергоносители, при этом метеорологи сообщают о грядущей аномально холодной зиме. Сложившийся топливно-энергетический кризис отбрасывает на десятилетия долгосрочные программы по переходу к углеродной нейтральности — экономическое соперничество США и Китая пока только усугубляет вред окружающей среде.

Перед человечеством и перед всеми нами стоит глобальная задача — найти компромисс. Ведь на кону стоит наш общий дом — Земля. Надеяться на Илона Маска, увлекшегося в последнее время Twitter, пока не приходится — Марс все еще далек и недоступен.