Погода 21 октября выдалась необыкновенно дождливой и ветреной. Однако, это не помешало книголюбам прийти на встречу Fresh BookCrossing, которая прошла в уютной атмосфере кофейни «Chernika».
К обсуждению в этот день мы выбрали книги шведского писателя Стига Ларссона, а именно трилогию «Миллениум», куда вошли такие книги как «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки». В центре сюжета редактор журнала Микаэль Блумквист и девушка-хакер Лисбет Саландер, которые вместе проводят сложные и запутанные расследования, попадают в череду опасных приключений. Существует версия, что Ларссон планировал написать цикл, состоящий из десяти книг, однако исполнить задуманное писатель не успел, он скоропостижно скончался за год до публикации первой книги написанной трилогии.
В 2013 году шведский журналист и писатель Давид Лагеркранц заявил, что закончит начатый Ларссоном четвертый роман из цикла о Блумквисте и Саландер. Книга под названием «Девушка, которая застряла в паутине» была издана в 2015-м. А позже писатель представил на суд читателя еще две книги – «Девушка, которая потеряла свою тень» и «Девушка, которая должна умереть».
Помимо основного сюжета, в книгах поднимается множество разных социальных тем и острых вопросов, среди них – проблемы опекунства и домашнего насилия. Много внимания уделяется довольно интересным сведениям о финансовых махинациях, работе СМИ, приводится статистика по насилию в Швеции, а также портреты насильственных преступников. Все это делает романы Ларссона интересными и захватывающими.
В 2009 году в Швеции была экранизирована вся трилогия, где главные роли исполнили актеры Нуми Рапас и Микаэль Нюквист. А в 2011 году на большие экраны вышел голливудский фильм «Девушка с татуировкой дракона» с Руни Марой и Дениэлом Крейгом в главных ролях. Он был несколько раз номинирован на премию Оскар и даже забрал одну статуэтку в категории «Лучший монтаж».
Помимо творчества Стига Ларссона и других книг в жанре скандинавского саспенса, обсудить, как обычно, мы успели самые разные книги. К примеру, Мольдир Муратова и Ляззат Шынгалиева рассказали о впечатлениях от прочитанной ими книги Марины Степновой «Женщины Лазаря».
«В целом, Мария Степнова – это очень интересный и своеобразный автор, которая своей стилистикой напоминает классиков. В основном она пишет глубокие семейные истории, события в которых происходят в течение продолжительного времени, начиная с 20-х годов прошлого века, заканчивая современностью. В ее книгах мне нравится то, что она раскрывает тему и героев не просто поверхностно, а уделяя много внимания их внутреннему содержанию. Ее героями проникаешься, даже если они видятся тебе отрицательными, ты понимаешь, почему они такие, что стоит за их характерами. У Степновой я читала не только «Женщины Лазаря», а также «Сад» и «Хирург». Это очень глубокие истории, закрученные довольно витиевато, и в которых чеховское ружье, в конце концов, обязательно выстреливает», — отметила Ляззат.
У Мольдир эта книга тоже вызвала восхищение. Вот что она рассказала о романе:
«Роман «Женщины Лазаря» – это книга, которую хочется читать медленно, потому что, то, как пишет автор – это чистое наслаждение. Причем, как для ума, так и для души. Для души – потому что ты при прочтении испытываешь весь спектр эмоций – любовь, боль, сочувствие. Все эти чувства поднимаются изнутри и встают комом в горле. А для ума – потому что пишет автор очень иронично и с юмором. В центре романа Лазарь Линдт – гениальный ученый, которым восхищались и которого боялись все вокруг, а также три женщины, которые его окружали. Маруся Чалдонова – жена его старшего товарища, которая относилась к нему как к сыну, к которой он питал совершенно не сыновью любовь, Галочка – его жена, которая была младше него на 41 год и горячо его ненавидела. А также Лидочка – его внучка, которая в пять лет стала сиротой. И если Маруся прожила счастливую жизнь даже в военное время, то Галина была счастлива только в юности, до того, как ее в двадцать лет вынудили выйти замуж за Лазаря. Лидочка была счастлива до того момента, пока были живы ее родители. Попав на воспитание к равнодушной Галине, она стала глубоко несчастной. Для меня это роман о том, как может сломаться человек, если у него из жизни пропадают любовь и забота близких людей. То есть он ломается именно изнутри, никакие деньги, власть, талант, признание не могут сделать его счастливым. Роман о том, как трагедия в жизни одного человека делает несчастными других людей.
К следующей встрече, которая состоится 19 ноября, для совместного чтения мы выбрали книгу «Уснувшие дети» Энтони Пассерона. Приходите и обсуждайте вместе с нами!
Рецензии наших читателей
Али Сагинов
«Кремулятор», Саша Филипенко
Историческое событие – понятие искажаемое. Сквозь эпохи меняется отношение к произошедшему и происходящему. То, что считалось правдой, становится ложью. Но догма преступлений человечества остается неоспоримой.
«Кремулятор» – роман белорусского писателя Саши Филипенко, в основу которого взяты материалы следственного дела Петра Ильича Нестеренко, директора Московского крематория на территории Донского некрополя, занимавшего должность после Первой мировой войны.
«Смерть есть то, что мы не можем помыслить, гражданин начальник. Едва вы представляете ее – она отступает…»
Используя метод допроса в романе, автор охватывает большой спектр различных и немаловажных тем, таких как критика тоталитарной власти, революция, война, философия смерти и многих других. Олицетворяя себя московским Хороном, герой рефлексирует о своем прошлом, о совершенных им поступках, а также о конце пути человеческой жизни. Внутренний конфликт главной фигуры книги, на мой взгляд, является самой сложной дилеммой человечества по натуре – выбор большего или меньшего зла.
«Спектакль начинается только тогда, когда актёр находит в зале всего одного зрителя».
Еще один «фантомный» персонаж – Вера, возлюбленная Петра, фигура, значимая в жизни нашего героя, но в то же время довольно дуалистичная. С одной стороны, она есть: женщина, которая является маяком для Нестеренко на протяжении всей его жизни. Но с другой стороны, мне показалось, что ее как будто и «не существовало». Следовательно, она играла роль аллегории надежды и любви, являясь «призрачным» образом в мыслях Петра Ильича (ведь ее имя также символизирует это).
«Мы привыкли ставить запятые там, где давно пора ставить точку».
Прочитав данный текст, можно смело говорить, что Саша раскопал достаточное количество материалов, умело подавая его качественным слогом и организованной литературной конструкцией. К сожалению, эта история будет актуальна еще очень долго, но время покажет, история рассудит.
Однозначно, произведение не предназначено для вечернего чтения после утомительного рабочего дня, однако, думаю, есть необходимость знакомства с такими книгами как «Кремулятор».